Поезд без рельсов
У этого
поезда нет крыльев. Нет магнитной подвески и обычных колёс. Необычных колёс
тоже нет. Между тем, если его линия пройдёт по зелёному парку, то за листвой и
стволами деревьев легко и не заметить, за счёт чего эти вагоны «летят» по
воздуху.
В начале
индустриальной революции шахтёры Уэльса вывозили уголь на поверхность при
помощи деревянных вагонеток на деревянных же колёсах. Это было тяжело, и вот
однажды кто-то из них догадался поместить под колёса прочные ровные доски.
Вскоре эти доски заменили стальными рельсами, да и колёса стали стальными.
Потом добавили мулов в качестве тягловой силы. Многие считают, что именно это и
было фактическим рождением современных железных дорог. Может быть.
Однако
никто раньше не задумывался над простым вопросом, по какому пути пошло бы их
развитие, если бы те самые шахтёры решили бы смонтировать колёса на дороге, а
рельсы – на вагонетках? Группа американских инженеров подумала о таком
"перевёртыше”, и вот что получилось из этого.
Название
проекта «Трубчатый рельс» (Tubular Rail) взято от одноимённой американской
компании и не совсем точно отражает его суть. Скорее, тут нужно говорить о
безрельсовом рельсовом транспорте. Непонятно? Попробуем объяснить. Представьте
себе длинный стремительный поезд, несущийся по эстакаде монорельса на высоте
5-15 метров над землёй. Теперь уберите, собственно, сам монорельс, и вы
получите транспортную систему Tubular Rail. Что держит в воздухе поезд? В
некотором роде, он держит себя сам. Точнее, он опирается краями на большие
бетонные «кольца» (только они не круглые, а прямоугольные), стоящие на опорах,
образно говоря, оставшихся от обычной монорельсовой эстакады после «вырезания»
самого рельса. Поезд может состоять из одного или содержать целый ряд вагонов,
каждый из которых должен обладать высокой жёсткостью и превосходить по длине
расстояние между опорами дороги. Никаких колёс у этого поезда нет. Как нет
здесь и дорогой магнитной подвески. Всё устроено достаточно просто: колёса
встроены в кольца. Колёса эти раскручиваются электромоторами. Всё, что нужно
самому составу – это система дистанционного управления моторами, которая
последовательно включала бы нужные ролики по мере продвижения поезда вперёд.
Но зачем
такие сложности, если обычный монорельс существует и благополучно развивается
много-много лет? Авторы проекта отмечают несколько преимуществ. Этот
псевдо-монорельс отличается наименьшим вмешательством в ландшафт и воздействием
на природу. Он требует минимума площади для опор и не закрывает от Солнца
растения внизу. Он меньше перекрывает обзор для туристов на красоты того или
иного города, например.
Такая
дорога в сравнении с обычным монорельсом обладает невысокой стоимостью на
километр протяжённости и, что не менее важно, – простотой и высокой скоростью
монтажа (и демонтажа, при необходимости). То, что колёса (подпружиненные для
большей плавности хода) и электромоторы находятся на самой дороге, а не на
поезде, кстати, уменьшает его вес и расход энергии. Надёжность системы также
повышается: один сломавшийся и отключившийся от электросети привод на движение
не повлияет. Ещё добавим, что при пересечении автодорог линию Tubular Rail,
разумеется, нужно будет поднимать выше крыш грузовиков. Как и линию рельсового
транспорта любого типа.
Но
представьте, что однажды по этой автотрассе потребуется провезти какой-нибудь
негабаритный (по высоте), редкий груз. В случае обычного монорельса путь ему
здесь был бы заказан, а Tubular Rail этого даже не заметит.
По мнению
разработчиков проекта именно Tubular Rail спасёт города от транспортных пробок,
послужит идеальным средством доставки пассажиров между городским центром и
аэропортом или линией связи между соседними городами.
Увы, о
реализации этого проекта хоть где-нибудь – ничего не слышно. У самой же
компании пока в металле готов лишь небольшой действующий макет.
Журнал
«Наука и техника» - 2006
Источник: http://www.nt-magazine.ru/nt/archive/2006/2/rail |