Верования
древних Вера
проходила свой путь развития до нынешних религий сложным, но очень интересным
путём. Одним из первых верований можно назвать Культ Богини-Матери.
Археология
даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа
Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до
Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости.
Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют
„венерами". Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва
намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы
деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и
женщины некоторых современных примитивных племён, имели в действительности
такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в „венерах"
отразилось лишь стремление к реализму, то остаётся предположить, что у
первобытных женщин не было лица и были крошечные руки.
Разгадка
необычайных черт в фигурках „венер" кроется в том, что они были, как
думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное,
как идолы, или амулеты Богини-Матери.
Следующим
этапом развития верований можно назвать Фетишизм. Когда
первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной
Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих
туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное
население имело собственную веру, и португальцам поневоле пришлось заняться её
изучением. Чем дальше продвигались они в глубь африканского континента, тем
более поражались распространённому у местных племён обычаю поклоняться
различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства.
Португальцы назвали их фетишами (от португ. Fetiso — «амулет»). В дальнейшем
эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из
самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую
очередь с тотемизмом.
Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев оджибве
означает «его род») — система религиозных представлений о родстве между группой
людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо
животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку
и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода,
холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее
животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или
менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым
символом, словом или звуком.
Каждый
род носил имя своего тотема, но могли быть и более «специализированные» тотемы.
Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение,
а у женщин был другой тотем.
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии
— культа животных, широко распространённого у многих народов мира.
Формы
зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, страх перед ними,
вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром
духов и богов.
Одним
из проявлений зоолатрии является, например, уподобление животных людям.
При этом считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут
превращаться в людей или когда-то были людьми. С этими поверьями связаны
«звериные» и «птичьи» пляски, изготовление специальных масок, обычай надевать
шкуры во время обрядов.
Наряду
с тотемизмом у многих народов можно обнаружить промысловые культы
— почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в
жизни племени. С промысловыми культами связана вера в воскрешение зверей после
смерти.
К
таким культам можно отнести культ медведя, распространённый у многих
народов Северной и Восточной Азии: гиляков, ульчей, хантов, манси, айнов.
Известен он и индейцам Северной Америки. Яркой иллюстрацией культа медведя
служит медвежий праздник айнов — коренных жителей острова Хоккайдо (Япония).
Кроме
культа животных с тотемизмом связан и широко распространённый культ
растений — фитолатрия. У многих народов мира существуют предания,
согласно которым из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах
ясень хранит зародыши всего живого, включая и человеческие. В древних иранских
верованиях семена жизни стряхивают с дерева собаковидные существа. Во всём мире
распространено представление о том, что растение часто является двойником
человека. Существует множество священных растений, таких, как баньян, лотос,
кокос, бамбук, ирис. Фольклор многих народов хранит свидетельства о том, что
злаковые культуры наделены душой. Они олицетворяются, например, в образе Матери
Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха (в Европе), Матери Маиса (в Америке), Матери
Риса (в Индонезии). Им оказывают самые разные почести.
Кроме
тотемизма и фетишизма к наиболее ранним формам религии можно
отнести и анимизм (от лат. animus — «душа»). Вера в существование души и
духов присуща всем культурам человечества. Среди этнографов и религиоведов
распространено мнение, что анимизму предшествовала более ранняя ступень
религиозного сознания — аниматизм (от лат. ani-matus — «одушевлённый»),
когда существовала вера не в отдельных духов, а во всеобщую одушевлённость
природы. Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является
важным элементом верований разных народов. Например, многие племена Центральной
Индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы.
Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвы,
проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их умилостивить.
Одним
из наиболее ярко выраженных анимистических культов является
сохранившийся у многих народов мира до наших дней культ предков
(почитание душ умерших родственников). Духам предков оказывают определённые
почести и внимание, иногда совершают жертвоприношения, при этом существует вера
в их постоянное покровительство.
Формы
проявления культа предков очень разнообразны. По-разному совершается
погребальный обряд. Тела умерших зарывают в землю, кремируют. Существуют
воздушные погребения (например, у некоторых племён Юго-Восточной Азии,
Австралии и Океании покойников оставляют на специальных помостах или деревьях),
эндоканнибализм (поедание умерших), иногда труп носят с собой.
Мифология
многих народов изобилует сюжетами, связанными с представлениями о природе
смерти, о взаимоотношениях духов умерших предков с живыми людьми.
С
культом предков теснейшим образом связаны многочисленные всемирно
распространённые аграрные культы — система верований, ритуалов и
праздников, призванных обеспечивать плодородие земли.
У
славянских народов до сих пор не исчезли следы аграрных культов в виде
магических обрядов и праздников, приуроченных к важнейшим датам
сельскохозяйственного календаря. Например, весенние обряды были в основном
очистительными, они должны были подготовить землю к предстоящим полевым
работам. Много обрядов было приурочено к «чистому» четвергу.
В четверг па Страстной неделе (так называется неделя, предшествующая христианскому
празднику Пасхи) устраивали уборку в доме, во дворе, в хлеву: всё мыли,
чистили, стирали... Нетрудно понять, почему именно к «чистому» четвергу
приурочивались обряды и обычаи, очень разные по форме и по времени
происхождения. Ведь все они носили очистительный, предупредительный характер. Самым
распространённым и, вероятно, древнейшим обычаем было очищение водой перед
началом весенних полевых работ — умывание, обливание, купание.
Более
развитой формой религиозных верований по сравнению с первобытными культами
является шаманство. Шаман — древнейший специалист в области религиозной
практики; следующий этап развития верований представлен колдуном. Из шамана и
колдуна со временем вырастает фигура жреца.
Источник: http://www.samfact.com/Vera_Drevnih |